Вы просматриваете: Главная > Статьи > «Опыт работы Астраханской службы медицинской профилактики по изучению информированности детей и подростков в области профилактики вредных привычек, связанных с употреблением психоактивных веществ и внедрению новых методов профилактики наркозависимости и формирования здорового образа жизни в воспитательный процесс образовательных учреждений»

«Опыт работы Астраханской службы медицинской профилактики по изучению информированности детей и подростков в области профилактики вредных привычек, связанных с употреблением психоактивных веществ и внедрению новых методов профилактики наркозависимости и формирования здорового образа жизни в воспитательный процесс образовательных учреждений»

«Опыт работы Астраханской службы медицинской профилактики по изучению информированности детей и подростков в области профилактики вредных привычек, связанных с употреблением психоактивных веществ и внедрению новых методов профилактики наркозависимости и формирования здорового образа жизни в воспитательный процесс образовательных учреждений»

Куандыков Г.Б., Г.А. Набиуллина, Н.В. Платонова

ГБУЗ АО «Центр медицинской профилактики» контактный телефон 8(965)454-30-12, email: kcvlimp_77@mail.ru.

Положение с употреблением наркотических веществ детьми и подростками в России, в настоящее время остается серьезной. Если еще 4-5 лет назад 17-16 летние наркоманы были клинической редкостью, то сейчас это практически 30% от всех обратившихся за медицинской помощью наркоманов. По данным Министерства внутренних дел 70% от всех потребителей наркотиков подростки и лица молодого возраста. Социологические исследования показывают, что среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет спиртные напитки потребляют 88% мальчиков и 93% девочек.

Следует сказать о социально-психологических предпосылках употребления наркотиков. Разрушение идеологической основы общества привело к тому, что большинство населения полностью потеряло духовные ориентиры жизни, оказалось деформированным миропонимание. Оказались несостоятельными аксиомы коллективных интересов, а психология индивидуального существования практически не сформирована. Даже относительное экономическое благополучие не в состоянии заполнить образовавшийся “идеологический вакуум”. Идеологическая ситуация менялась столь быстро, что адекватная адаптация оказалась практически не возможной. Во многих странах, пропаганда в средствах массовой информации, литературе направлена на формирование определенной системы ценностей и взглядов. В школах существуют специальные занятия, на которых отрабатываются и прививаются с ранних лет понятия об общечеловеческих ценностях. В нашей стране поколение, которое должно было бы быть источником жизненного опыта, мудрости, оказалось само наиболее уязвимым перед лицом надвигающихся перемен. Судя по росту потребления спиртных напитков предполагаемый источник жизненного опыты, мудрости оказался источником философии сиюминутного гедонизма, пассивности перед лицом социальных и экономических трудностей, основой для формирования у молодежи “наркоманического сознания”.

С подобной проблемой Западное общество столкнулось несколько десятков лет назад. Именно тогда в школах была впервые опробована система тренингов для детей и подростков. С помощью специальной системы игры, и наглядных пособий у детей формируются устойчивые стереотипы реагирования на те, или иные экстремальные жизненные ситуации, в том числе и негативные реакции на уговоры употребить тот или иной наркотик. В нашей стране в большинстве случаев для тренинга используются типовые программы, предложенные ВОЗ, которые совершенно не учитывают специфики нашей страны. 

Эффективное противодействие распространению алкоголизма и наркомании среди подростков и молодежи включает в себя взаимодополняющие друг друга четыре составляющие: профилактику, лечение, реабилитацию и законодательные мероприятия. Профилактика в первую очередь заключается в информировании о вреде, который оказывают эти привычки не только на организм молодого человека, но и на его социально – психологическое благополучие, возможность получения образования, профессии, создание семьи и т.д. А главное необходимо обучать подростков на основе здоровьесберегающих технологии здоровому образу жизни, противостоянию давлению среды, сознательному отказу от единичных проб психоактивных веществ.

С этой целью, при поддержке Антинаркотической комиссии Астраханской области и региональных министерств здравоохранения, образования и науки с 2009 года в образовательный процесс внедрена профилактическая программа социально-психологического сопровождения развития личности детей и подростков «Сталкер», разработанная научно-производственной фирмой «Амалтея» г. Санкт-Петербург.

В период с марта 2009 года отделом организации и координации профилактической работы ГБУЗ АО «Центр медицинской профилактики» проведена работа по программе «Сталкер» в ряде образовательных учреждений города: СОШ №32, СОШ №18, СОШ №1, СОШ №51, СОШ №24, СОШ №45, лицее № 2 им. В.В.Разуваева, гимназии №2, рыбопромышленном колледже, ЮРГИ (Южно-Российский гуманитарный институт), Астраханском губернском техникуме, Каспийском институте морского и речного транспорта – филиале ФБОУ ВПО «ВГАВТ».

Основной целью программы является выработка навыков уверенного поведения в проблемных ситуациях, создание условий для личностного роста подростков, обучение эффективным поведенческим стратегиям.

Анализ динамики формирования отрицательного отношения детей и подростков к употреблению ПАВ, алкоголя, табака показывает, что на протяжении шести лет наблюдается стабильный рост отрицания алкоголя (с 28% в 2009 году, до 83% в 2014 году), табакокурения (с 22% в 2009 году, до 41% в 2014 году), наркотических веществ (с 34% в 2009 году до 58% в 2014 году). На занятиях по формированию умений управлять собственным состоянием в стрессе, делается особый акцент на выработку стратегий поведения детей и подростков по преодолению стресса.

Опыт работы «Центра медицинской профилактики» по внедрению профилактической программы «Сталкер» в общеобразовательных учреждениях, показал, что данная программа достаточно эффективна: формирует у детей стойкие негативные установки по отношению к употреблению психоактивных веществ (алкоголя, табака), как способу решения своих проблем или проведения досуга, ориентирует на позитивные социальные и личные ценности, демонстрирует подросткам сложность проблемы ВИЧ (СПИД) и помогает им понять необходимость ответственного отношения к себе и своей жизни, повышает информированность и мотивацию ведения безопасного образа жизни. Программа сопровождает психологическое развитие личности и помогает своевременно оказывать необходимую профилактическую поддержку.

Таким образом, реализация данной программы показала неплохие результаты: значительно повысились ценность здоровья (с 34% в 2009 году до 73% в 2014 году), ценность семьи (с 27% в 2009 году до 76 % в 2014 году), что свидетельствует о необходимости реализации подобных программ в образовательных учреждениях города и области, что в свою очередь требует большей поддержки со стороны заинтересованных ведомств и служб.

приложения для андроид