Вы просматриваете: Главная > Статьи > Профессиональная компетентность врача — источник эффективной работы с ВИЧ-инфицированными

Профессиональная компетентность врача — источник эффективной работы с ВИЧ-инфицированными

Профессиональная компетентность врача — источник эффективной
работы с ВИЧ-инфицированными

Мазлова И.И., Сердюков А.Г.

В последние годы в мировой практике отмечается тенденция к изменению отношения общества к людям, инфицированным ВИЧ. Под влиянием успехов современной комбинированной противоретровирусной терапии врачи стали относиться к инфекции ВИЧ как к хроническому заболеванию, а не как к «чуме XX века». К сожалению, такое изменение отношения к этому заболеванию пока не может быть отнесено к России, где по-прежнему инфекция ВИЧ сопровождается стигматизацией и дискриминацией, представляющих собой серьезные препятствия для медицинского ухода за больными и осуществления эффективной профилактики этой инфекции.

Все больше медицинских работников начинают заниматься лечением больных СПИДом, практически нет такой врачебной специальности, которая не имела бы отношение к ВИЧ-инфекции. Поэтому в основу борьбы с распространением эпидемии положен принцип социальной интеграции и взаимопомощи, как на федеральном уровне, уровне субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, так и на уровне отдельных лечебно-профилактических учреждений, каждого медицинского работника.

Статистические данные указывают на продолжение развития эпидемии ВИЧ-инфекции в Астраханской области среди потребителей наркотиков и на расширение эпидемии за счет активизации гетеросексуального пути распространения.

Широкое информирование и санитарное просвещение населения о СПИДе, консультативная помощь являются в настоящее время практически единственными и важнейшими средствами противодействия распространению ВИЧ-инфекции: передача вируса иммунодефицита человека может быть предотвращена благодаря осознанному и ответственному отношению людей к своему поведению.

В процессе обучения в медицинском вузе должны быть созданы условия для развития профессиональной компетентности будущего врача. Получаемое образование представляет собой соединение профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств и является основой готовности будущего врача осознавать и выбирать оптимальные способы деятельности, соотносить свои возможности с преодолением трудностей, которые возникают при решении профессиональных задач и достижении результатов, в том числе и при лечении ВИЧ-позитивных пациентов. Такая подготовка является значимым показателем профессиональной адаптации личности врача и представляет собой систему, включающую следующие элементы: профессиональные личностные качества, профессиональные ценности, установки и интересы, профессиональную направленность, профессиональные знания, умения и навыки, эмоционально-волевые процессы, способности.

В нашем исследовании мы рассматриваем профессиональную компетентность (далее ПК) как интегративное свойство личности врача, включающее совокупность компетенций в области знаний и готовность к профессиональной деятельности, проявляющуюся в ее результатах и качестве. Основными компонентами ПК врача, работающего с ВИЧ – инфицированными больными, являются мотивационный, гностический, операционный и эмоционально-ценностный. Сформированный мотивационный компонент профессиональной компетентности позволяет эффективно работать с ВИЧ-инфицированными.

Профессиональная адаптация является одной из характеристик мотивационного компонента ПК, к которому относятся профессиональные ценности, идеалы, менталитеты; понимание значимости профессии, профессиональное мировоззрение, владение этическими нормами в профессии, позиция профессионала – стремление к профессиональному росту; готовность к гибкой переориентации в рамках профессии; профессиональные межличностные отношения, ожидания; удовлетворенность трудом как осознание соответствие уровня достигаемых результатов требованиям профессии.

Каждая из областей профессиональной адаптации врача, работающего с ВИЧ — инфицированными предполагает наличие определённого уровня его подготовленности, адаптационного потенциала. Нами было проведено анкетирование среди студентов 5 курса лечебного факультета АГМА, врачей разных ЛПУ города Астрахани (всего 246 респондентов). Анкета включает в себя 34 вопроса, которые помогают раскрыть уровень сформированности профессиональной компетентности врача в работе с ВИЧ – инфицированными больными. Проанализировав ответы врача (будущего врача) на вопросы анкеты, можно сделать предположение об уровне его профессиональной компетентности. Нами разработаны критерии и определены уровни сформированности ПК. Если ответы респондента не отвечают определенному уровню, то предполагается, что врач непрофессионально компетентен при работе в ВИЧ — инфицированными (далее – НПКВ).

Результаты анкетирования показали, что среди респондентов большинство, независимо от принадлежности к определенной возрастной группе имеют нулевой уровень сформированности ПК – 53%, низкий уровень (12%); средний уровень ПК – 14%; высокий уровень сформированности ПК у 2% студентов. НПКВ (отсутствие профессиональной компетентности в работе с ВИЧ-инфицированными) у 17% респондентов. Тем не менее, первичный вывод о профкомпетентности (некомпетентности) врача должен получить подтверждение в результате других исследований, а само новообразование в виде профессиональной компетентности в работе с ВИЧ-инфицированными должно возникнуть и развиться в ходе специального обучения, тренингов, практик.

В целях формирования указанного компонента нами проведены тренинги со студентами и интернами ФГБОУ ВПО Минздрава России «Астраханская государственная медицинская академия» и совместно с сотрудниками ГБУЗ АО ОЦ ПБ СПИД были доработаны и проведены тренинги с медицинскими работниками различных специальностей (инфекционисты, терапевты, гинекологи, педиатры и др.).

Анализ результатов тренинговых занятий показывает, что профессионального опыта большинства медицинских работников недостаточно для работы с ВИЧ – инфицированными в условиях надвигающейся эпидемии. На наш взгляд, это может быть обусловлено следующими причинами:

— отсутствием опыта личной самостоятельной работы с ВИЧ – положительными пациентами;

— особенностями распространения ВИЧ – инфекции в регионе (на 01.01.2008 показатель распространенности ВИЧ-инфекции в Астраханской области составил 31,2 на 100 тыс. населения);

— не эффективностью в отношении взаимодействия с ВИЧ – инфицированными пациентами существующей практики подготовки медицинских работников.

Необходимы (с учетом роста числа ВИЧ – инфицированных) планомерные усилия по организации обучения врачей всех специальностей вне зависимости от места работы, с целью формирования у них профессионально – компетентностного подхода к работе с ВИЧ – инфицированным. Таким образом, назрела необходимость разработки новой модели подготовки медработников по вопросам ВИЧ – инфекции и создания соответствующей системы их обучения и повышения профессиональной компетентности и квалификации.

В соответствии с вышеизложенным, мы считаем, что в процессе обучения в медицинском вузе должны быть созданы условия для развития профессиональной компетентности будущего врача. Получаемое образование представляет собой соединение профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств и является основой готовности будущего врача к осознанию и выбору оптимальных способов деятельности, соотнесению своих возможностей с преодолением трудностей, которые возникают при решении профессиональных задач, достижению результатов в лечении ВИЧ – инфицированных пациентов. В то же время имеющиеся в каждом регионе центры по борьбе со СПИД должны продолжать играть роль ведущих учреждений здравоохранения в сфере консалтинга по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции.

приложения для андроид