Вы просматриваете: Главная > Статьи > Опыт совместной многолетней работы региональной службы медицинской профилактики и Астраханской государственной медицинской академии по разработке и внедрению в воспитательный процесс образовательных учреждений современных технологий формирования здорового образа жизни

Опыт совместной многолетней работы региональной службы медицинской профилактики и Астраханской государственной медицинской академии по разработке и внедрению в воспитательный процесс образовательных учреждений современных технологий формирования здорового образа жизни

пыт совместной многолетней работы региональной службы медицинской профилактики и Астраханской государственной медицинской академии по разработке и внедрению в воспитательный процесс образовательных учреждений современных технологий формирования здорового образа жизни

Набиуллина Г.А., Сагитова Г.Р.

ГБУЗ АО «Областной Центр медицинской профилактики»,

ГБОУ ВПО «Астраханская государственная медицинская академия Минздрава России», г. Астрахань

Забота о здоровье, воспитании и обучении подрастающего поколения — одна из важнейших государственных задач. В рамках реализации ПНП «Здоровье» в части мероприятий по формированию здорового образа жизни у граждан, включая сокращение потребления алкоголя и табака, в Астраханской области в системе регионального здравоохранения, службы медицинской профилактики создаются и внедряются новые программы и проекты, направленные на совершенствование формирования здорового образа жизни и профилактику вредных привычек среди подрастающего поколения. Ключом эффективности реализация данных мер, является формирование устойчивых взаимоотношений между региональным здравоохранением, службой медицинской профилактики и высшим медицинским профессиональным образовательным учреждением – Астраханской государственной медицинской академией.

В условиях, происходящих в стране модернизации социальной сферы, в том числе здравоохранения, разработка и последовательное внедрение в воспитательный процесс образовательных учреждений современных технологий оздоровления детей, включая технологии формирования здорового образа жизни практическим здравоохранением в содружестве с учеными медиками, являются своевременными и необходимыми.

Состояние здоровья подрастающего поколения продолжает вызывать серьезную тревогу. В течение последних лет первичная заболеваемость детей в Астраханской области стабильно превышает средний показатель по Южному Федеральному округу. Однако нельзя не отметить, что здоровье детей напрямую связано с реальным повышением приоритета профилактической деятельности как в здравоохранении так и в других социальных секторах. Не решив проблемы здорового образа жизни, мы будем вынуждены бороться главным образом со следствием.

Введение в федеральный стандарт общеобразовательной школы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в значительной мере решило проблему обеспечения взаимосвязи гигиенического обучения и воспитания со школьной программой. Но даже успешная программа гигиенического воспитания не может стать гарантом позитивных сдвигов в состоянии здоровья детей и подростков. Являясь одной из главных составляющих стратегий укрепления здоровья, в частности в школе, она неразрывно связана с другими компонентами школьного здравоохранения. Вместе с этим, образовательные учреждения — это идеальное место для осуществления мер по укреплению здоровья детей и позволяет им разными путями влиять на их состояние здоровья.

В связи с этим актуально значимым и востребованным сегодня становится создание современных оздоровительных программ, методических и учебных пособий, содержащих алгоритм проведения профилактических мероприятий среди учащихся, направленных на сохранение и укрепление физического, психического и репродуктивного здоровья, профилактику заболеваний. Идея, которую можно выразить формулой «здоровье через образование», является для регионального здравоохранения и медицинской науки, руководством к действию и построения сотрудничества. В последние годы в реализации данных задач проведен значительный организационный и методический объем совместной работы.

При этом, не умаляя впечатляющих успехов многих учебных заведений и школьных коллективов в формировании здоровья и здорового образа жизни учащихся, педагогов, родителей, следует отметить, что на первом этапе разработки программы современных оздоровительных технологий, возникла настоятельная необходимость обобщения накопленного опыта, так как на сегодняшний день существует множество различных здоровьесберегающих моделей образовательного учреждения и отсутствует универсальная модель здоровьесбережения не только в теории, но и в практической деятельности.

Учитывая вышеизложенные задачи и трудности, была проделана огромная работа учеными и практическим здравоохранением, итогом деятельности которой стала разработка и последующая реализации межсекторальной современной профилактической программы оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях.

С 2011 года начата реализация профилактической межведомственной программы для детей, подростков и молодежи Астраханской области под названием: «Сохрани свою жизнь» на период до 2020 года (утверждена Губернатором Астраханской области). Первые результаты ее реализации заслушаны на межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Астраханской области (01.07.2011). Было отмечено, что данный проект имеет положительные результаты, способствует изменению стратегий поведения, установок и убеждений среди молодежи в отношении ценности здоровья, собственного здоровья и построения жизненной перспективы, развивает социально-психологическую компетентность личности, способности индивида эффективно взаимодействовать с окружающими людьми.

В помощь практическому здравоохранению для разработки и реализации современных профилактических мероприятий среди детей и подростков были совместно разработаны, утверждены на Ученом Совете ГБОУ ВПО «АГМА Минздрава России», Учебно-методическом объединении по медицинскому и фармацевтическому образованию ВУЗов России и изданы следующие методические пособия: «Современные технологии оздоровления детей в образовательных учреждениях», «Природные методы иммунокоррекции у детей», «Питание детей – педиатрические и гигиенические аспекты» и др.

В методическом пособии «Современные технологии оздоровления детей» представлена «Здоровьесберегающая инновационная модель для школьных образовательных учреждений как залог будущего успеха современной молодежи». Помимо подсистемы технологий формирования здорового образа жизни, профилактики вредных привычек, содержит ряд других важных взаимосвязанных компонентов, обеспечивающих алгоритм проведения профилактических мероприятий среди учащихся, а именно: повышение резистентности и расширение адаптационных возможностей детского организма, снятие зрительного утомления, уменьшение статистического напряжения опорно-двигательного аппарата, снижение психоэмоционального напряжения и улучшения деятельности центральной нервной системы и др.

В 2011 году на областном конкурсе инновационных проектов в рамках проведения выставки «Образование – инвестиции в успех» данный проект стал победителем в номинации «Медицина, биология».

В настоящее время продолжается активная совместная деятельность по внедрению профилактического проекта «Сохрани свою жизнь». Проводятся рабочие совещания, конференции, семинары, определены и согласованы с участниками Проекта пилотные базы, проводится процедура согласования с образовательными учреждениями (заключение договоров) и др.

Проект координируется министерством здравоохранения Астраханской области, региональной службой медицинской профилактики при поддержке Астраханской государственной медицинской академии и министерства образования и науки Астраханской области.

Итогом совместной работы стало проведение в 2013 и 2014 годах ряда масштабных мероприятий: областных конкурсов проектов работ по здоровому образу жизни и профилактике наркомании, Ярмарки здоровья, фестивалей, акций и гражданских маршей за здоровый образ жизни и др.

Используемые мероприятия позволяют: восстановить и укрепить здоровье школьников, формировать навыки и привычки, благоприятные для здоровья, оптимизировать работу городских и областных центров здоровья, отделений (кабинетов) медицинской профилактики учреждений здравоохранения на качественно новом здоровьесберегающем уровне, приобщить студентов АГМА (будущих врачей) необходимости пропаганды здорового образа жизни, объединить ресурсы заинтересованных ведомств и организаций и обеспечить их эффективное взаимодействие в области охраны здоровья школьников и «имплантировать» понятие в сознании молодежи, что здоровый образ жизни — это успех, личный успех каждого молодого человека России.

Таким образом, при грамотном и полноценном оздоровлении, создании благоприятных условий для учебы, занятий физической культурой, полноценном питании, обучении детей навыкам здорового образа жизни, можно управлять функциональными патологическими изменениями в детском организме.

Совершенствование стратегий укрепления здоровья через образовательное учреждение (школу), взаимодействие между здравоохранением и наукой, хорошо научно обоснованные и методически подкрепленные подходы при разработке и внедрении профилактических программ формирования здорового образа жизни являются важными направлениями деятельности совместной работы.

Движение по данному пути уже приносит плоды и в обозримом будущем может заметно улучшить показатели здоровья детского населения в Астраханском регионе.

приложения для андроид