Вы просматриваете: Главная > Профилактические программы > Программа «Профилактика ВИЧ/СПИДа, ИППП и наркомании» для детей среднего школьного возраста (10-14 лет), их родителей и педагогов.

Программа «Профилактика ВИЧ/СПИДа, ИППП и наркомании» для детей среднего школьного возраста (10-14 лет), их родителей и педагогов.

ГБУЗ АО «Областной центр профилактики и борьбы со СПИД»

Программа: «Профилактика ВИЧ/СПИДа, ИППП и наркомании» для детей среднего школьного возраста (10-14 лет), их родителей и педагогов».

Цель программы

Ориентировать участников программы на выбор здорового образа жизни и изменение рискованного поведения на менее рискованное, с целью предотвращения распространения ВИЧ-инфекции, венерических заболеваний и наркомании.

Задачи:

  • обеспечение участников программы достоверной информацией в доступной форме;

  • обучение их навыкам общения и принятия решений в реальных житейских ситуациях;

  • формирование мотивации к сохранению собственного здоровья и здоровья своего окружения;

  • воспитание чувства сострадания и терпимости к ВИЧ-инфицированным людям.

Обоснование программы:

Рост уровня распространения наркомании, ИППП, ВИЧ-инфекции на территории области, омоложение проституции, увеличение частоты рискового поведения среди подростков свидетельствуют о низкой эффективности проводимых профилактических мероприятий, что делает необходимой коренную перестройку всей образовательной и воспитательной работы в современной школе.

Условия работы программы

В состав Астраханской области входят 6 городов (Астрахань, Ахтубинск, Знаменск, Нариманов, Камызяк, Харбали) и 11 сельских районов (Приволжский, Володарский, Камызякский, Наримановский, Красноярский, Черноярский, Енотаевский, Ахтубинский, Лиманский, Икрянинский, Харабалинский, 442 села и поселка.

Численность населения Астраханской области на начало 2015 году составляло 1018626 человек. На территории области количество школьников 112018,43 чел.

С 01.01.1987 по 31.12.2015 года в Астраханской области учтено 1931 случаев ВИЧ-инфекции:

— Среди лиц с впервые установленным диагнозом ВИЧ-инфекция (1429 сл.), 70,7 % составляют местные жители (1010 сл.), 15,2 % — иностранные граждане (218 сл., в т.ч. в местах лишения свободы 39 сл.), иногородние жители – 10,9% (156 сл., в т.ч. в местах лишения свободы — 25 сл.), лица БОМЖ РФ – 3,2 % (47 сл.).

— При анонимном обследовании выявлено 49 случаев ВИЧ-инфекции, идентифицировать которых не представляется возможным, т.к. за результатами не явились.

— Кроме того 451 человек прибыло на территорию Астраханской области с ранее установленным диагнозом из которых 71 местных жителей.

Таким образом, можно сделать вывод о продолжении распространения вируса иммунодефицита человека среди населения Астраханской области и увеличения кумулятивного числа инфицированных и больных, в т.ч. нуждающихся в химиотерапии.

Из числа местных жителей, впервые выявленных за весь период наблюдения (1010 сл.) – 74,9% являются городскими жителями (729сл.), причем более 2/3 составляют жители города Астрахани (518 человек – 71,9 %), около 1/3 составляют городские жители районов области (201 человека – 28,1%).

Данные о здоровье целевой группы « подростки»

(данные ситуационного анализа экспертной группы ЮНЭЙДС)

В Астраханской области в 2015 г. до 3% от общего числа родивших матерей составляют несовершеннолетние роженицы. Это может свидетельствовать о неудовлетворенном состоянии в сфере планирования семьи. Сохраняются высокие показатели заболеваемости ИППП в области, в том числе и среди подростков (5,8 %). Это позволяет сделать вывод, что сохраняется практика незащищённого секса, что может явится фактором риска заражения ВИЧ-инфекций. Доверие к родителям и педагогам низкое. Только 6 % наших респондентов спросили бы об интересующих их сексуальных проблемах своих родителей или педагогов.

Все больше и больше подростков приобщается к пробам наркотических и других психоактивных веществ. Причем темпы роста подростковой наркомании гораздо выше, чем у взрослого населения.

Уровень информированности подростков.

Подростки, учитывая их жажду к познанию и экспериментам, более чем кто- либо другие — предрасположены к опасным для здоровья формам поведения, но менее других знают и думают о последствиях, постепенно становясь « группой риска» для таких заболеваний, как ВИЧ/СПИД, наркомания, ИППП. По данным социологического исследования («Оценка эффективности просветительской работы по проблемам секса в образовательных учреждениях Астраханской области», СПИД-центр, 2010 г.) к 18-ти годам более половины молодых людей имеют определенный сексуальный опыт. Причем 70 % ранних сексуальных контактов заканчиваются абортами, венерическими заболеваниями и другими негативными последствиями. Очевидно, та же активность, что ведет к беременности и ИППП, может привести к заражению ВИЧ. Лишь 20 % молодых людей используют презерватив при каждом половом контакте. Многие подростки считают презерватив средством предохранения только от беременности, которое можно легко заменить таблетками и другими контрацептивами.

Каждый 3-й подросток задает вопрос: «А как предохраниться от венерических заболеваний и СПИДа?». Взрослые, родители воспринимают эти вопросы на уровне собственной испорченности, заливаются краской и отрывисто заявляют: «Еще рано, подрастешь — узнаешь». Тем самым невольно устанавливают «ловушку», укрепляя подростка во мнении, что в сексе он может доказать свою взрослость. Ханжеская реакция взрослых провоцирует интерес к интимной жизни, а легальная информация отсутствует. Зато интенсивно работают уличные и дворовые «университеты». А как по-другому можно оценить тот факт, что сегодня, в начале XXI века 56 % подростков продолжают считать главным источником информации о сексе своих друзей (родителей только 16 %). Доверие к учителям еще ниже. Только 4 % наших респондентов спросили бы об интересующих их сексуальных проблемах своих учителей.

Среди известных венерических инфекций называют сифилис (причем в анкетах обнаружено 7 способов написания этого слова), СПИД и гонорею. Наряду с этими ИППП, известными, практически, каждому старшекласснику, были названы и такие, значение которых расшифровать очень сложно. Проявляя такую высокую осведомленность о ИППП, каждый четвертый респондент не знает и задает вопрос о симптомах этих заболеваний. Многих волнует вопрос: «Не болеет ли партнер ИППП? И как проявляются эти заболевания?».

Во-первых, эти цифры свидетельствуют о том, что уровень сексуальной информированности у подростков не только низок, но и поверхностен и зачастую искажен. Во- вторых, подростки не владеют знаниями о сексуальной самозащите; в – третьих, их интерес к этим вопросам, опосредованно свидетельствует о факте вступления в активную половую жизнь большинства старшеклассников.

С целью эффективности программы полового воспитания в образовательных учреждениях Астраханской области в 2010 году СПИД – центром было проведено анонимное анкетирование среди учащихся 12 – 17 лет. Исследования проводились методом сравнительного анализа в экспертной группе, где учащиеся прошли курс «Валеологии» и контрольной, где «Валеология» не проводилась. Была охвачена 21 школа 4-х районов города (СОШ №№ 4, 6, 12,13, 18, 19, 27, 32, 33, 36, 39, 40, 48, 49, 56, 58, гимназии № № 2, 3, ОСОШ № 3, учебный центр № 1, лицей №3 ).

Не прослушавшие курс «Валеологии», на вопрос «Проводятся ли у Вас в школе занятия, беседы по вопросам полового, нравственного и сексуального воспитания?» ответили – на занятиях по биологии и ОБЖ – 30,3%, «не проводятся вообще» – 54,6%, «…на классном часе» – 10,0%. На вопрос «С кем Вы обычно обсуждаете сексуально-половые проблемы?», ответили – 100% «с друзьями». Исследования показали, что школьники получили недостаточные знания о половом воспитании. Так, например, прослушавшие курс «Валеологии» на вопрос «Проводятся ли у Вас в школе занятия, беседы по вопросам полового, нравственного и сексуального воспитания?» ответили – «на занятиях биологии, ОБЖ» – 64,4%; «не проводятся вообще» – 45,6%; «на классном часе» – 8,8%. На вопрос «С кем Вы обычно обсуждаете сексуально-половые проблемы?» ответили «с друзьями» – 73,2%, «с родителями» – 23,6%, «со специалистами» – 6%.

А ведь в этот сложный для адаптации период взрослеющим подросткам необходимо знать и понимать процессы, происходящие в их организме и психике. Именно специалисты должны научить их осознанно управлять своими эмоциями и поведением. Подростки считают, что им необходимо сексуальное просвещение, т.к. на вопрос «Считаете ли Вы, что сексуально-половое просвещение необходимо?» ответили «да» – 67,7%; «нет» – 8,8%. В результате, на сегодняшний день поколение подростков остаётся в неведении по вопросам профилактики ВИЧ-инфекции, венерических заболеваний и наркомании, тем самым, обрекая себя на неправильные, рискованные действия и поступки.

Анкетирование показало, что часть подростков (1,6%) пробовали наркотики, в том числе в виде инъекций. Знают, что среди знакомых лиц есть употребляющие наркотики внутривенно – 8,0%. На вопрос «Каким образом происходит заражение ВИЧ-инфекцией?» прослушавшие курс «Валеологии» ответили: «при использовании нестерильных шприцев и игл» – 68.4%; «при половом контакте» – 92,0%; «при переливании крови» – 74,8%. Не прослушавшие курс «Валеологии» ответили: «при использовании нестерильных шприцев и игл» – 61.45%; «при половом контакте» – 82,1%; «при переливании крови» – 58.6%.

Подводя итоги проведённого анкетирования выяснили, что ответы учащихся, изучающих предмет «Валеологии» мало отличаются от ответов не прошедших курс обучения. А ведь именно «Валеология» планировалась как предмет, в рамках которого должны рассматриваться вопросы здоровья и предупреждения социально значимых заболеваний.

Поэтому необходимо возродить систему нравственно-этического воспитания подростков, ориентированную на формирование здорового образа и профилактику наркомании, заражения ВИЧ-инфекцией. Для этого необходимо привлекать в этот процесс квалифицированных работников просвещения, психологов, медицинских работников и других специалистов, владеющих методами убеждения.

Практика показывает, что образовательные учреждения не в состоянии в одиночку решать проблемы по сексуальному образованию детей и подростков, а также по проведению профилактической работы с целью предотвращения среди подростков и молодёжи распространения наркомании, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции.

Итак, факт недостатка знаний очевиден. Кто же должен их восполнять?

Мы считаем, что при сложившихся на сегодняшний день обстоятельствах, данная целевая обучающая программа будет существенно информировать подростков о необходимости ведения здорового образа жизни.

Целевые группы программы:

  • дети среднего школьного возраста (10-14 лет), обучающихся в школах и интернатах города и области.
  • педагоги и психологи, работающие с этими детьми.
  • родители детей, занятых в программе.

2. Краткое описание программы:

Данная программа разработана в 2001 году Астраханским областным СПИД-центром при содействии АРОО “Анти СПИД”. Однако, в связи с недостаточным финансированием, получила неполную реализацию. В Астраханской области программа не имеет аналогов и дополняет собой мероприятия, проводимые системой образования Астраханской области. Практика показывает, сегодня образовательные учреждения не в состоянии в одиночку решать проблемы воспитания, образования детей и подростков. Программа предусматривает не только непосредственную работу со школьниками, но и с их родителями и преподавателями (семинары-тренинги, распространение просветительских материалов), т. к. преподаватели и родители пока еще не владеют навыками психологического общения с молодежью, не готовы открыто, без морализаторского тона обсуждать: а) вопросы альтернативных видов секса и использование средств индивидуальной защиты (презервативы) при каждом половом контакте; б) опасность употребления синтетических наркотиков в не медицинских целях; в) способы защиты от ВИЧ/СПИДа и др. социально значимых заболеваний. В программе используется концепция прямого неформального общения, создающая более доверительные отношения к получаемой информации; широко используются видеоматериалы, наглядные пособия (плакаты, рисунки, слайды). Моделированию ситуаций, напоминающих жизнь, успешно позволяют упражнения и ролевые игры, используемые на занятиях.

Основные этапы в работе программы:

Первый этап осуществляется специалистами ГБУЗ АО «ОЦ ПБ СПИД» (инфекционист, гинеколог, дерматовенеролог, нарколог, психолог):

1. 2-х часовой семинар-тренинг с педагогами, психологами и медицинскими работниками данного образовательного учреждения.

2. 2-х часовой семинар-тренинг с родителями.

3. Для детей предусмотрены занятия по 2 часа в течении 3 дней, на которых используются традиционные и интерактивные методы, предусматривающие следующие формы общения: информационная часть, видеоматериалы, мозговой штурм, мотивационные упражнения для закрепления полученной информации.

4. Проведение итогового смотра-конкурса на лучший рисунок, плакат, рассказ, стихотворение, сценку, и т. д. или викторины по пропаганде здорового образа жизни с вручением призов за лучшую работу, с привлечением всех участников программы в данном учебном заведении.

5. Для закрепления полученной информации после встречи каждый
участник программы получает просветительскую печатную продукцию с анти-СПИДовской тематикой, адресами и режимом работы СПИД-
сервисных организаций, где всегда конфиденциально и бесплатно можно получить консультацию по интересующей проблеме.

Второй этап осуществляется самими участниками программы, постоянно в течении года.

1. Проведение акций в своем учебном заведении, приуроченных к различным памятным датам (Всемирные дни борьбы с
наркоманией, СПИДом, табакокурением и др.).

2. Получение консультаций у различных специалистов ГБУЗ АО «ОЦ ПБ СПИД » и в других СПИД – сервисных организациях.

3. Проведение диспутов, круглых столов, встреч с обсуждением вопросов здорового образа жизни в классах участниками программы.

Третий этап включает два подэтапа:

а) Подготовка и издание учебного пособия и методического материала по вопросам профилактики ВИЧ/СПИДа, ИППП, наркомании для преподавателей, а также просветительской литературы детям.

б) Обучить преподавательские кадры для дальнейшей работы по программе на 1- дневном семинаре — 5 групп по 15-20 чел.

4. Организаторы программы

  • Министерство здравоохранения Астраханской области (министр – Джуваляков Павел Георгиевич, тел. (8-8512) 54-16-15, 414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 16/в);

  • Министерство образования и науки Астраханской области (министр – Гутман Виталий Александрович, тел.(8-8512) 39-54-76, 414000, ул. Адмиралтейская, 21.)

  • Астраханская региональная общественная организация «АнтиСПИД» (руководитель Таджиев Игорь Елкинович, тел. (8-8512) 52-00-66, 414041, г. Астрахань, ул. Белгородская, 7);

  • ГБУЗ АО «Областной центр профилактики и борьбы со СПИД» (главный врач Таджиев Игорь Елкинович, тел. (8-8512) 52-00-66, 414041 г. Астрахань, ул. Белгородская, 7).

5. Ожидаемые результаты:

Комплексная реализация программы в данной целевой группе, с охватом их родителей и педагогов поможет сформировать у подростков сознательное отношение к своему здоровью, оценить степень риска сексуального поведения и, как следствие, добиться снижения риска распространения ВИЧ–инфекции, ИППП, вирусных гепатитов и наркомании, а взрослые будут способствовать дальнейшей мотивации у подростков на здоровый образ жизни.

6. Оценка эффективности работы программы:

Оценка деятельности производится путем предоставления промежуточного и окончательного отчета, что позволяет проанализировать ход реализации программы, обнаружить положительные и отрицательные стороны, при необходимости скорректировать программу. В оценке используются данные о целевой группе, участвующей в программе, данные анкетирования и опроса.

С 2009 года среди жителей Астраханской области в возрастном диапазоне от 14 до 18 лет зарегистрирован только один случай ВИЧ-инфекции.

ПРОГРАММА СЕМИНАРОВ

«Профилактика

ВИЧ/СПИДа, ИППП и наркомании»

для детей среднего школьного возраста

(10-14 лет), их родителей и педагогов.

1-ый день. Встреча с педагогами (2,0 часа)

Встреча участников. (10 мин.)

  • Представление команды (специалисты ГБУЗ АО «ОЦ ПБ СПИД») и целей семинара.

  • Знакомство с участниками семинара. Ожидания от семинара и пожелания.

  • Анонимное анкетирование.

  • Принятие правил группы.

Информация о ВИЧ/СПИД. (30 мин.)

  • Историческая справка.

  • Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ/СПИДу в России и Астраханской области.

  • Пути и факторы передачи инфекции.

  • Понятия «группа риска» и «рисковое поведение».

  • Принципы лечения.

  • Игра «Спорные утверждения».

Профилактика заражения. (10 мин.)

  • половым путем;

  • при передаче через кровь;

  • от матери к плоду или ребёнку.

Сексуальность и ВИЧ. (30мин.)

  • Особенности взросления и становления сексуальности в период полового созревания.

Наркомания и ВИЧ. (30 мин.)

  • Просмотр видеофильма (15 мин.)

  • Обсуждение.

Завершение работы. (10 мин.)

  • Подведение итогов семинара.

  • Вручение пакета с информационным материалом.

2-ой день. Встреча с родителями (2,0 часа)

Встреча участников. (10 мин.)

  • Представление команды (специалисты ГБУЗ АО «ОЦ СПИД») и целей семинара.

  • Знакомство с участниками семинара. Ожидания от семинара и пожелания: прямой метод.

  • Принятие правил группы.

Представления о ВИЧ/СПИД. (30 мин.)

  • Актуализация проблемы.

  • Эпидемиология ВИЧ/СПИД.

  • Принципы лечения.

  • Профилактика заражения. Понятия «группа риска» и «рисковое поведение».

  • Игра «Листок с секретом».

Сексуальность и ВИЧ. (20мин.)

  • Особенности взросления и становления сексуальности в период полового созревания.

Наркомания и ВИЧ. (50 мин.)

  • Причины, приводящие к употреблению наркотиков.

  • Модели поведения родителей с детьми, употребляющими наркотики.

  • Признаки употребления наркотиков.

  • Просмотр видеофильма (15 мин.). Обсуждение

Завершение работы. (10 мин.)

  • Подведение итогов семинара.

  • Вручение пакета с информационным материалом.

  • Заполнение анкеты «Обратная связь».

ПРОГРАММА СЕМИНАРОВ

для детей 10-14 лет.

1-ый день. (2 часа)

1). Знакомство. Цели, задачи программы. Разделы программы. Принятие основополагающих правил. Оценка информированности подростков по вопросам ВИЧ-инфекции, ИППП, наркомании. Вопросы – ответы.

Игра «Комплимент» на знакомство и сплочение группы.

2). Человек как часть живой природы. Общие понятия о системах организма человека, их названия и функции. Понятия «здоровье» и «здоровый образ жизни». Здоровые родители – здоровый ребенок. Принципы возникновения болезней. Основы самоконтроля за состоянием здоровья. Личная гигиена.

Игра «В здоровом теле- здоровый дух».

3). История открытия вируса иммунодефицита человека. Понятия ВИЧ и СПИД. Как передается и как не передается ВИЧ. Что такое иммунная система. ВИЧ и иммунная система. Просмотр мультфильма о ВИЧ-инфекции (50 мин.). Обсуждение.

2-ой день. (2 часа)

1). Игра «Спорные утверждения».

  1. Инфекции, передающиеся половым путем. Влияние ИППП на репродуктивное здоровье.

  2. Ответственное сексуальное поведение – лучший способ профилактики ИППП.

  3. Факторы, оказывающие вредное воздействие на организм и нарушающие физиологические процессы – алкоголь, никотин, наркотики, ИППП, ВИЧ-инфекция. Влияние их на потомство.

Обсуждение, дискуссия.

3-ый день. (2 часа)

1). Наркомания. Подростковая наркомания. Риск заражения ВИЧ-инфекцией при употреблении наркотиков.

Игра «Наличие противоречий».

2). Просмотр видеофильма о вреде наркотиков с последующим обсуждением.

3). Что происходит в жизни человека, попадающего в зависимость?

метод — свободная дискуссия.

Трудности и конфликты в жизни подростка: с самим собой, родителями, педагогами, сверстниками. Причины конфликтов. Умение договариваться – способ решения проблем и выход из конфликтной ситуации.

Игра «Ведущий и ведомый».

4). Куда и к кому можно обратиться за помощью в случае необходимости?

Игра «Марионетка».

5). Завершение семинара. Заполнение анкет «Обратная связь».

Вручение памятных подарков и информационных материалов участникам семинара.

приложения для андроид