Вы просматриваете: Главная > Мероприятия > Заседание антикоррупционной комиссии

Заседание антикоррупционной комиссии

ПРОТОКОЛ №1

ЗАСЕДАНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА НА ТЕМУ: «КОРРУПЦИЯ:
ПРИЧИНЫ И МЕТОДЫ БОРЬБЫ»

г. Астрахань 15 октября 2018 года

Место проведения: Актовый зал ГБУЗ АО «ОЦ ПБ СПИД»
Председательствующий: Таджиев Игорь Елкинович – главный врач Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области «Областной центр профилактики и борьбы со СПИД».
Секретарь: Усманова Гюльшира Абдрафиковна — главная медицинская сестра ГБУЗ АО «ОЦ ПБ СПИД».
Цель: выработка дополнительных мер по профилактике бытовой коррупции

ПРИСУТСТВОВАЛИ:
1. Таджиев Игорь Елкинович – главный врач ГБУЗ АО «ОЦ ПБ СПИД»,
2. Бабаева Елена Ефимовна – Заместитель главного врача по медицинской
части — врач клинической лабораторной диагностики ГБУЗ АО «ОЦ ПБ
СПИД»,
3. Кадыханова Ильмира Шамильевна – Заместитель главного врача по
экономическим вопросам ГБУЗ АО «ОЦ ПБ СПИД»,
4. Усманова Гюльшира Абдрафиковна – главная медицинская сестра ГБУЗ
АО «ОЦ ПБ СПИД»,
5. Литвинова Галия Растямовна–Заведующий отделом — врач эпидемиолог,
6. Бабурина Альбина Рауфовна — Заведующий отделом – врач-невролог ,
7. Шишкина Наталья Владимировна Евгеньевна – Заведующий отделом –
врач-эпидемиолог,
8. Мозлова Ирина Игорьевна – заведующая отделом – врач-методист,
9. Хохлова Елена Викторовна – старшая медицинская сестра,
10. Валиев Эдуард Валиевич – юрисконсульт ГБУЗ АО «ОЦ ПБ СПИД»,
11. Кадралиева Ильвира Ильдаровна – эксперт в сфере закупок,
12. Шустов Сергей Михайлович – врач-методист ГБУЗ АО «ОЦ ПБ СПИД»

Добрый день, уважаемые участники круглого стола!

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о такой злободневной проблеме общества, как коррупция. Речь пойдет о социальном явление, с которой сталкивается большая часть нашего населения — о коррупции в сфере медицины.
Согласно опросам населения, в России каждый пятый житель сталкивается с коррупционными проявлениями.
Со стороны государства многое делается для минимизации коррупции. Направленность нашего правительства на внедрение услуг в электронном виде, информационная открытость работы органов власти, создание многофункциональных центров, работающих по принципу «одного окна», разработку и функционирование портала муниципальных услуг. Необходимо отметить и интернет-проект «Народный контроль». Все это влияет на сокращение коррупции.
Однако, проблема коррупции остается одной из глобальных проблем, стоящих перед обществом. От населения продолжают поступать жалобы на коррупцию в школах и при получении медицинских услуг.
Поэтому целью нашей сегодняшний встречи будет выработка дополнительных мер по профилактике коррупции в Государственном бюджетном учреждение здравоохранения Астраханской области «Областной центр профилактики и борьбы со СПИД».. Попытаемся раскрыть её причины.

Уважаемые приглашенные!
Предлагается следующий план проведения «круглого стола»: сначала мы заслушаем подготовленные к круглому столу доклады. После перейдем к их обсуждению.
Прошу принять активное участие, надеюсь, каждая мысль, высказанная в ходе круглого стола, окажется полезной, каждый из нас может приложить свои силы, чтобы хоть как-то противодействовать коррупции.
Переходим к заслушиванию первого доклада:
С докладом по предупреждению и профилактике «бытовой» коррупции выступит главный врач ГБУЗ АО «ОЦ ПБ СПИД» Таджиев Игорь Елкинович,

Таджиев И.Е.: — Проблема коррупции существует с древних времен. До настоящего времени полностью искоренить данное явление не удалось ни одному государству. Коррупция – это глобальная проблема. Однако, несмотря на живучесть этого постыдного явления, наша задача противодействовать самому проявлению коррупции. Законодатель обязывает наше учреждение принимать меры по предупреждению Коррупции (статья 13.3 ФЗ-273). Аристотель по поводу предупреждения коррупции писал, что «самое главное при всяком государственном строе — это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться»
Предупреждение, профилактика имеют результат только при постоянном и устойчивым отношением к данному явлению. Не зря наше правительство и президент утверждают национальные планы противодействию коррупции.В свою очередь и мы обязаны делать всё, чтоб соответствовать духу времени. Касательно нашего учреждения для недопущения, коррупционного проявления, согласно изменениям произошедшими в антикоррупционном законодательстве, в нашем учреждение доработаны локальные нормативно-правовые акты и положения.
Теперь непосредственно о «коррупции в сфере здравоохранения». Признаками коррупции можно определёно считать: — различные формы незаконного использования физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам организации, учреждения, общества и государства, в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Важно подчеркнуть, что коррупция приводит к существенному нарушению прав и законных интересов граждан. В свою очередь это несёт вред для семьи потерпевших в виде понесенных финансовых потерь. Так же хочу отметить, что не допустимо создания обстановки в нашем учреждении, затрудняющую реализацию прав и законных интересов гражданина в повседневной жизнедеятельности, а так же понижение уровня правой культуры населения и падение авторитета государственной власти и т. д.
Коррупция порождается некорректным взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нашем случае некорректное взаимодействие пациентов и сотрудников в медицинских учреждений. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. Таким образом, коррупции может быть подвержено любое должностное лицо, обладающее свободой усмотрения (дискреционными полномочиями) в сфере распределения каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (судья, депутат, министр, прокурор, государственный или муниципальный служащий, полицейский, администратор, врач и др.) Хочу отметить, что в локальных документах (положениях) и в стандартах профессионального поведения нашего учреждения прямо указанно на запрет самого намёка на материального поощрения.
Что необходимо, для дальнейшего предупреждения и профилактики коррупции? Для достижения и обеспечения прозрачности оказания медицинских услуг, в том числе платных медицинских услуг, необходимо решение следующих задач:
-снижение риска коррупционных действий;
-формирование антикоррупционного общественного мнения, нетерпимости к проявлениям коррупции;
-мониторинг коррупциогенных факторов и эффективности мер антикоррупционной политики;
-предупреждение возможностей возникновения и действия коррупционных факторов;
-организация работы по приему и рассмотрению информации о коррупционных проявлениях, содержащихся в обращениях граждан и юридических лиц, в том числе устных и по телефону…
Хотя у нас и есть утверждённая мной Памятка по противодействию коррупции, не много об ответственности. Лишний раз не помешает. 2 октября представитель кировской прокуратуры вкратце пояснило канву уголовных статей применяемых при совершении коррупционных преступлений в повседневной жизни.
И так, что есть о понятие «Коррупции» в законодательстве?. Что имеет ввиду законодатель? Согласно закону N 273-ФЗ, коррупция первую очередь это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, посредничество в даче и получении взятки, злоупотребление полномочиями и т.д..Еще хотелось бы отметить, что характерной чертой коррупции является ее высочайшая латентность. Люди не сообщают о ставших им известных фактах коррупции. В данном случае я не имею ввиду именно латентность коррупции в нашем учреждение. Мы как граждане своей страны не должны игнорировать в своей повседневной жизни самих фактов проявления Коррупции. Без должной сознательности и гражданского долга, будет сложно одолеть это явление. Не зря в утверждённом плане противодействия коррупции на 2018 — 2020 годы” указом президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 уделено внимание просветительской и исследовательской работе в сфере противодействия коррупции.
Что касательно непосредственно ответственности физических и юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений, хочу напомнить коллегам статьи из Уголовного кодекса:
-за получение взятки — ст. 290 УК РФ;
-за дачу взятки — ст. 291, 291.1 и 291.2 УК РФ, предусматривающие наказание от наложение штрафа на виновника, вплоть до лишения свободы.
Так же хочу обратить внимание на статью 163 УК РФ предусматривающую ответственность за любой вид вымогательства.
Эти нормы уголовного кодекса распространяются не только на должностных лиц с коррупционном риском, а на всех граждан без исключения.

Усманова Г.А.: Будут ли вопросы к выступающему?

Бабурина А.Р..: У меня вопрос, планируется ли установления видеокамер в кабинетах лечебной части центра?

Таджиев И.Е.: Такой подход стал бы хорошей профилактической мерой в противодействии коррупции в сфере здравоохранения, но с учётом специфики нашей деятельности и врачебной тайны, считаю необходимости в установке видеокамер нецелесообразной.

Усманова Г.А.: Есть ли ёщё вопросы? Хорошо Переходим к заслушиванию второго доклада. С докладом по предупреждению и профилактике коррупции в сфере госзакупок выступит юрисконсульт ГБУЗ АО «ОЦ ПБ СПИД»

Валиев Эдуард Валиевич: — Начну немного с истории возникновения государственных закупок. Многие правоведы считают заказ правительства США на строительство артиллерийского завода (1777 год) началом возникновения правой базы в сфере государственных закупок. Ну, если брать во внимание историю развития государственности в общем, в частности российскую империю, подобные заказы имели место быть и раньше и вытекали из решения монарха. Правда, в подобных случаях государева указы не рассматривались через призму свободной конкуренции. Так или иначе, первопроходцем в юридико-правовой базы контрактной системы явились Соединенные Штаты Америки. На данной момент в США на стороне госзакупок выступает более 18 тыс. органов, а на стороне исполнения госконтракта 119 159 тыс. компаний всех форм собственности, которые производят более 90% номенклатуры потребляемых товаров и услуг, а также 65% всей наукоемкой продукции страны. Ежегодно в США заключается 14 — 15 млн контрактов для госнужд на сумму более 550 — 600 млрд. долл., и в этом участвуют 60 — 70 тыс. специалистов госсектора. Цифры впечатляют. Если брать в процентном отношении, то сумма денежного оборота в сфере контрактов госнужд составляет 21% ВВП США. В Европейском союзе сумма оборота составляет 19%. В РФ от 13% ВВП, но с учётом того, что мы находится под давлением западных санкций, на данный момент сумму денежного оборота в сфере госзакупок составляет уже 20% от ВВП.
В настоящее время проведение закупок для нужд федеральных органов власти в США является прерогативой General Services Administration — Управления общих услуг (УОУ). На основе заявок министерств и ведомств УОУ организует крупнооптовые закупки, используя конкурсные процедуры, в первую очередь тендеры. Товары хранятся на складах УОУ и перепродаются заказчикам по оптовой цене с удержанием небольшого процента, служащего для обеспечения жизнедеятельности УОУ. Нечто подобное произошло и в РФ, в области здравоохранения. К примеру закупки антивирусных препаратов для нужд ГБУЗов, в 2018 осуществляло непосредственно Минздрав РФ.
Опыт США был использован и при создании единой системы закупок Европейского союза (двух уровневая система). В странах Евросоюза создана единая система наднационального законодательства.
Не буду углубляться в сравнительные категория систем в сфере государственных закупок, но при этом подчеркну, что независимости от правой базы, независимо права так токового, преследуются схожие цели. Каковы основные цели систем государственных закупок:
-оптимизация закупок для государственных нужд при минимизации расходов;
-экономия и эффективность, т.е. обеспечение закупок товаров и услуг требуемого качества по максимально низким ценам с минимальными затратами на проведение закупок;
-обеспечение равных условий конкуренции при заключении контракта, в т.ч. обеспечение равноправной конкуренции на национальных рынках и в целом на рынке;
— соблюдение требования публичности;
— содействие осуществлению честного и открытого бизнеса;
-помощь малым и средним предприятиям в получении правительственных заказов.
К сожалению «верными спутниками» как на этапе становления, так и развития, совершенствования системы государственных закупок, являются коррупционные явления. А поэтому не только в РФ, но и в ЕС и в США сталкиваются с преступлениями в сфере государственных закупок.
К числу самых распространенных коррупционных схем можно отнести:
-направление участвующим в сговоре потенциальным поставщиком заявки на сумму заведомо ниже, чем у прочих участников госзакупок;
-установление со стороны заказчика чрезвычайно коротких сроков для реализации заказа или выполнения работ, при которых исполнение заказа возможно только заранее подготовленным поставщиком — участником мошеннической схемы;
-установление заведомо неконкурентной цены за исполнение госзаказа в обозначенном объеме, что будет неинтересно другим потенциальным поставщикам;
-установление непривлекательной схемы оплаты исполнения госзаказа (например, с большой отсрочкой и т. д.);
-некорректное внесение данных в ЕИС (например, смешение кириллицы и латиницы при написании наименования заявки и т. д.);
-толкование критериев оценки поставщиков в пользу заинтересованных лиц и так далее.
На очередном расширенном заседании Коллегии Генеральной прокуратуры Генеральным прокурором РФ было отмечено больше всего нечестных закупок в здравоохранении, обслуживании и ремонте дорог и на стройках. Это те области, где больше всего выявляются тайные антиконкурентные соглашения, позволяющих хозяйствующим субъектам нечестно обогатиться за счёт бюджета. Чем меньше конкуренция, тем выше цена закупки. Чтобы получить госзаказ, компании должны выйти на аукцион и торговаться между собой: кто предложит меньшую цену и лучшие условия, тот и побеждает. Вместо этого участники торгов заранее договариваются между собой не торговаться и делят аукционы, делят заказчиков или регионы: ты побеждаешь здесь с максимальной ценой, а я там. Всё, конкуренции нет. Хотя законом строго запрещено договариваться участникам тогров с госзаказчиком, то есть с чиновниками, которые организуют торги. Но находят лазейки. Например, госзаказчик может отклонить заявки всех конкурентов своего «протеже» по неким формальным причинам (неправильно оформленные документы, не те сроки и т.д.), включить в конкурсную документацию условия, явно не выполнимые для остальных и т.д. В итоге кто-то не может осуществить поставку для государства по более низкой цене, потому что его попросту не пускают на торги. И всё это сопряжено с элементами коррупции. Это наглядный пример преференции в личных интересах должностных лиц. Это злоупотребления, взятки.
Закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ и Закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ призваны ужесточить борьбу в сфере государственных закупок. Но, несмотря на наличие правовых норм преступления в сфере закупок имеют на данный момент устойчивые показатели.
В Утверждённом президентом национальном плане акцентировано внимание на совершенствование нормативно-правовой базы в данной сфере. Непосредственно в указе президента РФ от 29 июня 2018 г. № 378 затронут вопрос о целесообразности введения запрета на привлечение к исполнению государственных и муниципальных контрактов компаний-субподрядчиков, подконтрольных чиновникам, ответственным за данные госзакупки, а также их супругам, близким родственникам и свойственникам. Под запрет также могут попасть закупки у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), учредители (участники) и (или) контролирующие лица которых зарегистрированы в оффшорных зонах.
В заключение отмечу:
-борьба с преступностью в системе государственных закупок остается одной из главных и одновременно в числе наиболее трудно решаемых задач уголовной политики. Ряд проблем законодательного и правоприменительного характера, негативно сказывающихся на эффективности расходования бюджетных средств, связан с субъективными и объективными факторами, влияющие на преступность в сфере государственных закупок. Для обеспечения прозрачности процедур закупок и снижения коррупционных рисков требуется не только ужесточение контроля и усиление ответственности за нарушение порядка осуществления государственных закупок, но и совершенствование норм, регулирующих осуществление закупок;
Усманова Г.А.: Будут ли вопросы к выступающему?

Таджиев И.Е: Есть ли ёщё вопросы? Хорошо . Давайте совместно выработаем решение по сегодняшнему заседанию круглого стола.

РЕШЕНИЕ КРУГЛОГО СТОЛА:

1. Провести разъяснительную работу в трудовом коллективе учреждений по соблюдению антикоррупционного законодательства.
Ответственный: Руководители отделов
2. Работникам учреждения разъяснена необходимость докладывать непосредственным руководителем об обращении к ним граждан в целях склонения к антикоррупционным правонарушениям.
Ответственный: Руководители отделов
3. Продолжить проведение разъяснительных работ в трудовом коллективе учреждения здравоохранения по соблюдению медперсоналом антикоррупционного поведения
Ответственный: Руководители отделов
4. Уделить заведующим отделов ГБУЗ АО «ОЦ ПБ СПИД» внимание на предмет качества оказания медицинских услуг.
Ответственный: Руководители отделов
5. Если у работников ГБУЗ АО «ОЦ ПБ СПИД» появятся вопросы по противодействию коррупции или предложения о внесения изменений в качество оказания медицинских услуг, заведующим отделов незамедлительно уведомить о них руководство учреждения.
Ответственный: Руководители отделов
6. Регулярно комиссионном порядке, производить выемку сообщений из «Ящиков для общения граждан по вопросам коррупционных проявлений».
Ответственный: Старшая медсестра, юрисконсульт.

Главный врач Государственного бюджетного
учреждения здравоохранения Астраханской
области «Областной центр
профилактики и борьбы со СПИД»_______________Таджиев Игорь Елкинович

приложения для андроид